О чём молчат заказчики

tnp_molchit_anim

О чём молчат заказчики

Предлагаю поговорить на тему того, почему заказчики остаются недовольными, даже несмотря на то, что вы сделали крутой дизайн.

Какой дизайн считается хорошим? Хороший дизайн – это дизайн (айдентика, логотип, фирменный стиль, сайт, упаковка), который решает конкретную задачу заказчика. Например, логотип, который заказчику нужен только для того, «чтобы было». Такой логотип по умолчанию решает вполне конкретные бизнес-задачи: он будет нравиться сотрудникам компании, идентифицировать продукцию на полке магазина, радовать глаз посетителей на корпоративном сайте и выделять визитку среди ста других в визитнице.

Заказчиков, которые приходят с просьбой «сделайте, как сами считаете нужным» почти не осталось. То ли естественный отбор с нашей стороны даёт свои плоды, то ли заказчики стали более разборчивыми, но факт на лицо: практически все клиенты знают, для чего им нужен дизайн (айдентика, например), и хорошо представляют, что они хотят получить в результате.

Заказчики отлично ориентируются в современных тенденциях, шрифтовых решениях, знают, нужны ли закодированные смыслы и аллегории в знаке, иногда они целенаправленно идут к определённому дизайнеру или студии. Они смотрят те же сайты и кейсы, что и мы. Они исписывают бриф от корки до корки и прикладывают десятки хороших референсов. Казалось бы, что в такой ситуации работа должна проходить максимально гладко и её результат должен всегда удовлетворять заказчика. Однако не всегда все проходит так гладко.


utemov_2
Утёмов Алексей
Vkusnodorogo, творческий руководитель

Ситуация: вы сделали крутанский логотип, все коллеги умерли от зависти, дизайнер работал по брифу, а химии со стороны заказчика так и не случилось. То есть он говорит: хорошо, но вы понимаете, что хорошо — это не отлично. Случилось это потому, что в процессе вашей работы произошло несколько критических ошибок.

Вы не сформировали ожидания

Если вы не будете формировать ожидания заказчика на протяжении всей работы, риск быть непонятными и не принятыми будет расти с каждым днем. Избежать этого не так сложно: достаточно держать заказчика в курсе всех ключевых моментов в работе. Выбрали стилистику и референсы? Не поленитесь выслать заказчику мудборд и утвердить выбранное направление с ним. Готовы эскизы упаковки? Отправляйтесь к заказчику. Долго? Возможно. Но не дольше, чем искать нового заказчика или выбивать долг с неудовлетворенного расстроенного клиента. При правильно построенной работе, адекватности заказчика и исполнителя, это не так уж и сложно. В ближайшее время я подготовлю материал на тему формирования правильных ожиданий между заказчиком и студией, следите за обновлениями.

Вы понадеялись на бриф

Если клиент прислал вам бриф на 5 страниц, исписанный от и до, это ещё не повод не поговорить с ним на встрече. Не стоит тут же садится за работу. Не редкость, когда клиенту не просто описать то, что он хочет получить в итоге, и он либо передает заполнение брифа другому лицу, либо реально полезная информация так и не попадает в бриф. Люди разные и нужно подбирать максимально эффективный канал коммуникации с отдельно взятым человеком: встреча, телефон, почта. Верить брифам нельзя и нужно как можно чаще сверяться с заказчиком. Например, так:

—Иван, подскажите, мы правильно поняли, что красный цвет является основным в корпоративном стиле вашего конкурента компании Х, и именно поэтому вы указали его в качестве нежелательного цветового решения?

—Александр, вы приложили к брифу логотипы Coca-Cola и Nke. Вы могли бы уточнить, что конкретно вы нашли интересным в каждом из них?

Вы говорили на разных языках

Как сказано выше, все люди разные и у каждого человека свои комфортные способы восприятия и донесения информации. Все мы знаем примеры, когда из часового телефонного разговора становится понятно, что время потрачено зря, а одно короткое письмо от содержит в десятки раз больше полезной информации. Используйте все возможные способы связи, чтобы собрать максимум полезной информации от своего клиента. Помните: если вы любите скайп, клиента он может раздражать, как раздражают вас его частые телефонные звонки. Вам кажется, что он вас таким образом контролирует, а ему так просто удобнее. Помните о том, что залог успешной продажи дизайна — это умение подбирать правильные ключи к людям.

Вы не учли эмоциональную составляющую дизайна

Мы уже писали о том, почему невозможно исключить эмоциональную составляющую со стороны заказчика и почему ее обязательно нужно учитывать и работать с ней. Ваш заказчик не всегда будет рассказывать вам о своих сомнениях, а иногда он не скажет о них вовсе. Почему? Всё просто. Ведь это он несколько часов заполнял бриф. Ведь это выбрал вас и доверился вам. Он был уверен, что получит на выходе именно то, что он нарисовал у себя в голове. Он думал, что вы поняли его правильно, а он правильно объяснил. Получается, что он вроде как тоже виноват: не правильно донес своё видение задачи, не так бриф заполнил, не всё вам рассказал. В итоге он расплатится с вами, пожелает удачи, заберёт плоды вашего труда и никогда не опубликует логотип, который вы ему сделали.

Попробую привести пример письма, направленного на выявление эмоциональной составляющей со стороны заказчика:

Олег Петрович, добрый день. По итогу нашей встречи я понял, что разработанный нами логотип вам в целом понравился. Должен сказать, что мы вложили немало времени и сил в его создание. Вместе с тем я вижу, что результат (несмотря на то, что он сделан по брифу), не удовлетворил вас. Давайте вместе сделаем не просто хороший, а лучший логотип. Можете описать одним словом, что вы думаете про новый логотип?

Вас не было рядом, когда заказчик принимал работу

Если вы не наладили коммуникацию с вашим заказчиком и не уверены, что будете правильно им поняты, не отправляйте результат работы по почте. Вас могут не верно понять, ведь по почте сложно передать свою улыбку и позитивный настрой, которые очень помогают при презентации дизайна. Скорее всего заказчик первым делом откроет приложенные к письму эскизы и не факт, что они правильно отобразятся на его компьютере (планшете, телефоне, телевизоре). Очень важно проследить первую реакцию человека и получить комментарии в живую. Неизвестно, что он напишет в ответном письме под впечатлением от «не того» макета, и станет ли он делать это сам или поручит другому лицу ввиду нехватки времени. О том, почему нельзя презентовать дизайн по почте, можно почитать здесь.

Как всегда, делаем выводы и закрепляем :)

Бриф не является панацеей и гарантией успешной сдачи вашей работы клиенту. Нельзя полагаться только на бриф или на телефонный разговор, несмотря на то, что бриф заполнен от корки до корки, а разговор длился час. Нужно максимально плотно работать с заказчиком не только на этапе постановки задачи, но и на протяжении всего процесса. Нужно формировать ожидания заказчика заранее и постоянно получать обратную связь. Нужно уметь работать с эмоциональной составляющей, которая есть у каждого вашего клиента. Презентуйте результат вашего труда по максимально комфортному для заказчика каналу, получайте фидбек и всё у вас будет хорошо.

Удачи вам в делах и разговорчивых клиентов. Я буду рад, если вы поделитесь своими мыслями по этому поводу в комментариях. От вас уходили заказчики?

1836 Всего 1 За сегодня

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *