Экспресс-логотип: дешёво и сердито

express-logo-vkusnodorogo-01

В этой статье мы затронем острую для всех логомейкеров тему: можно ли сделать хороший и недорогой логотип за несколько часов? Так же попробуем разобраться, почему у одних дизайнеров долго, дорого, ох..нно, а у других дешево и сердито. Этот материал будет полезен прежде всего тем, кто планирует разработку логотипа в ближайшем будущем. Поехали!

Для начала давайте разберёмся, из каких этапов состоит классическая схема разработки логотипа в студии и сколько времени может занимать каждый этап. После этого немного посчитаем. Итак, этап первый.

Брифинг

В начале любой работы, будь то разработка сайта или логотипа, дизайнер (или менеджер студии) должен провести брифинг заказчика. Результатом должен стать бриф, в котором будут зафиксированы все ответы на все Зачем и Почему. Очень хорошо, если такой документ заполняется во время живой встречи исполнителя с заказчиком. На крайний случай можно провести удалённую встречу или телефонный звонок. Только так заказчик может быть уверен в том, что его поймут правильно, а дизайнеры нарисуют то, что нужно. Кстати говоря, бриф нужен не только и не столько заказчику, сколько агентству или студии.

Исследование рынка и бизнеса заказчика

На этом этапе дизайнер или арт-директор студии становятся аналитиками и исследователями. Они погружаются в бизнес заказчика, его историю, конкурентную среду и цифры. До тех пор, пока ваши творческие подрядчики не будут знать всё о ваше бизнесе, пускать за компьютер их не следует. Если у них возникают вопросы, они их задают. На этом этапе заказчик должен максимально участвовать в процессе, ведь только он является хранителем священного знания о своём бизнесе. В дальнейшем эта информация поможет дизайнерам в поиске и нахождении того самого образа или символа, который прячется в гигабайтах информации.

Первый слой

Этот этап принято относить к творческому, но мы абсолютно уверены в том, что это самая обычная работа. Задача креаторов на этом этапе снять первый слой банальных идей. Как правило, все первые идеи кем-то уже придуманы и реализованы в том или ином виде, и для того, чтобы не повторяться и не плодить очередные шестерёнки и глобусы, эти идеи нужно быстро найти, зафиксировать и отложить куда подальше. Как правило, на этом этапе идеи льются рекой и всем весело и легко: бумага быстро заканчивается, кофе остывает и птички поют.

Креативный анализ и поиск содержания

На этом этапе начинается настоящая работа. Если вы пришли в студию, а дизайнеры сидят с каменными лицами и смотрят сквозь вас, будьте уверены, они именно на этом этапе. Когда первый слой снят, оказывается, что метафор и образов не так много, как могло показаться в начале. Плюс к этому, на руках (и в головах) дизайнеров есть бриф, в котором присутствуют рамки и четкая формулировка задачи. Нарисовать что-то абстрактное и «впарить» это что-то заказчику никак не получится, а новых интересных идей с каждым часом становится все меньше и меньше. Очень интересный и энергозатратный этап.

Просветление

Но после тяжелой креативной работы всегда следует вспышка, звоночек. Вот она! Та самая идея, тот самый символ, тот самый знак. Чем больше времени тратиться на работу, тем больше уникальных решений получается. На выходе должно получиться с десяток оригинальных решений.

«Задача креаторов на этом этапе снять первый слой банальных идей»

Реализация

Этап технического исполнения и консолидации формы. На этом этапе выбираются визуальное воплощение и техническое решение логотипа. Будет ли логотип в стиле печатного оттиска или плоской иконки из айфона, решается именно сейчас, а не раньше. Ведь в исполнении дизайнер отталкивается от выбранной идеи, и подбирает подходящий под конкретную задачу инструмент и стиль. Само собой, идей и их воплощений готовится несколько (в студии Лебедева в том числе).

Презентация

На этом этапе концепции пакуются в презентации, люди из студии одевают всё самое красивое и отправляются на встречу с заказчиком. С улыбкой встречают возражения по выбранному цвету, смеясь убивают несколько концепций и в итоге, довольные и счастливые заказчик и подрядчик останавливаются на одном единственном варианте, который и принимается. Иногда с правками.

Правки и коэффициент геморроя

Самая критичная переменная, которой стоит посвятить целую статью. Мы честно называем это Коэффициентом геморроя, который сильно влияет на итоговую стоимость и сроки разработки логотипа. Иногда на работу по комментариям заказчика может уйти много времени и сил. Поэтому все агентства и студии очень внимательно смотрят на своего заказчика перед началом работы. Если заказчик не уверен в том, чего хочет или от него ожидается большое количество правок, ему присваивается высокий коэффициент геморроя, и стоимость разработки для него будет выше, чем для того заказчика, чей коэффициент будет мал.

Это правда жизни и только так можно управлять рентабельностью студии или агентства. Но если правильно формировать ожидания заказчика в процессе работы, и если сам заказчик знает, чего хочет, правок не будет совсем, или их количество будет незначительным. Если же этот коэффициент слишком высок, студия может и вовсе отказаться от работы с такими заказчиком.

Логобук и файлы

Готовый и утвержденный вариант логотипа оформляют в виде файлов под разные виды печати и воспроизведения (веб-версия, монохром, маленький и большой размер, горизонтальная и вертикальная ориентация и т.п.). Далее разрабатывается логобук — руководство по новому логотипу. Прежде всего, оно полезно для ваших подрядчиков, например тех, кто будет делать наружку. С логобуком есть шанс, что логотип не будет искажён, и красный напечатают красным, а не буро-оранжевым.

Но это всё по классике. По-умолчанию считается, что такой логотип разрабатывается основательно и надолго. Планируется, что заказчик будет использовать его везде: на сайте, телеке, буклете, наружке и собственной татуировке. А что делать клиенту, которому логотип нужен, например, только для сайта? И что делать студии, если пришел запрос на разработку логотипа для одной единственной презентации, по итогам который вообще будет решаться судьба всего бизнеса (стартапа, например)?

«Мы честно называем это Коэффициентом геморроя, который сильно влияет на итоговую стоимость и сроки разработки логотипа»

Первое время мы были очень горды тем, что отказывали клиентам с запросами на такие быстро-логотипы. Мы считали, что поступаем правильно и что делать такие логотипы могут только непрофессиональные или неопытные дизайнеры. Потому, что экспресс-логотип нужно сделать за пару дней и за сумму, меньше средней стоимости в несколько раз. Но таких запросов с каждым разом становилось все больше. Стартап движение набрало обороты, клиенты не хотят серьёзных отношений с логотипом, им нужен работающий прототип, который можно запустить и проверить его эффективность уже завтра. Появляется много новых продуктов и услуг, которые находятся на стадии запуска и тестирования. Зачем такому бизнесу классический логотип на все случаи жизни? Он просто не нужен. В конце концов, у стартапа до того этапа, когда он привлечет инвестиции, денег на классический логотип может и не быть. А продукт может быть очень полезным и перспективным в будущем. В общем, мы в студии подумали и создали услугу по разработке экспресс-логотипов.

Сейчас я расскажу, как клиент может сэкономить на разработке такого логотипа и почему это было удачной идеей для нашей студии. Тем, кто планирует разработку логотипа, стоит задуматься: если имиджевая составляющая вашего бренда действительно важна, если вы хотите трендовый, современный и красивый логотип, тогда стоит подумать о классическом варианте. Он позволит решить эти задачи и получить адекватное качество за разумные деньги. Но если ваша задача — это быстрый запуск продукта или стартапа, подумайте, нужна ли вам классика? Бывают ситуации, когда время намного дороже долгих поисков форм и игры шрифтами. Давайте пройдёмся по всем этапам разработки экспресс-логотипа и посмотрим, где мы можем сэкономить:

Брифинг

Когда заказчик предупреждён и ознакомлен с регламентом работы (см. схему), опытному дизайнеру, менеджеру или арт-директору студии не составит труда быстро получить всю нужную информацию. В этом случае можно обойтись без личной встречи. Экономия времени заказчика и ресурсов студии позволят выиграть время на творческую часть и сократить бюджет на разработку.

Исследование рынка

Рынок не исследуется глубоко, заказчик выдаёт всю имеющуюся у него информацию.

«Экспресс-логотип можно запустить в работу уже через 2 дня. При этом заказчик экономит до 70% бюджета»

Первый слой

Первый слой при большом опыте снимается достаточно быстро. Если пересечение логотипа с кем-либо из конкурентов не так пугает и заказчик согласен на хороший, но не самый оригинальный вариант, первый слой принимается в работу и следующие два этапа пропускаются. Иногда бывает так, что уже на этапе получаются очень приличные логотипы.

Креативный анализ и поиск

Поиск нескольких оригинальных вариантов сокращаем до трёх хороших решений. Когда время и стоимость в приоритете, это всегда влияет на качество или количество оригинальных вариантов логотипа.

Просветление

На этом этапе должен работать опытный креативный дизайнер, чтобы это случилось быстро. Достаточно трёх вариантов.

Реализация

Можно отказаться от технически сложных вариантов исполнения логотипа и остановится на тех, что попроще. Например, доработать уже существующий шрифт, вместо того, чтобы отрисовывать новый. Позволяет сэкономить время и деньги заказчика.

Презентация

Как правило, презентации экспресс-логотипов происходят удаленно. Но это никак не сказывается на качестве презентации и качестве работы. Зато максимальное сокращение временных издержек позволяет вести гибкую ценовую политику. Презентуются все три варианта.

Правки и Коэффициент геморроя

Если заказчик заранее знает, что количество вариантов логотипа и правок будет зафиксировано и ограничено, он будет подходить к принятию решений более взвешено. На графике видно, что каждый этап работы по классической схеме согласовывается с заказчиком. Это увеличивает стоимость и сроки разработки логотипа, но тем самым студия снижает свои риски. То есть, чем меньше Коэффициент геморроя, тем меньше этапов согласования и, соответственно, меньше стоимость и сроки.

Безусловно, в случае ограниченного числа итераций, риск получить не то, что хотелось, есть. Но этот риск есть и в классической схеме и вообще везде, где есть место вкусовщине. Но иногда экспресс-логотип может оказаться лучше варианта по классической схеме: кто знает, когда дизайнер увидит ту самую “вспышку”?

Логобук и файлы

Файл готовится один, например, веб-версия под сайт. Логобук не делается, так как он попросту заказчику не нужен.

Благодаря введению такой схемы работы, мы можем разрабатывать логотипы не за 5, а за 2 дня. При этом заказчик экономит до 70% бюджета.

Как показывает наш опыт разработки экспресс-логотипов, опытная команда профессиональных дизайнеров способна сделать хороший рабочий вариант логотипа за пару дней. Возможно, некоторые коллеги возразят и скажут, что это невозможно. Мы и сами были уверены в том, что только классическая схема разработки логотипа имеет право на жизнь. Но современные реалии таковы, что для студий и агентств сейчас важны скорость и гибкость. Именно такое сочетание позволяет заказчикам получать достойный результат в кратчайшие сроки, а студиям осваивать новые ниши и быть конкурентоспособными.

Утёмов Алексей, Арт-директор студии живой айдентики Vkusnodorogo

3097 Всего 1 За сегодня

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *