Дизайн: красивый или работающий

terminator_img

Должен ли дизайн продавать и насколько  уместным бывает его оценка с точки зрения «вкусовщины»? Что же такое дизайн: конструирование или история про красиво и не красиво? Попробуем разобраться, насколько его функциональная составляющая уживается с визуальной и какие на самом деле задачи решает дизайн.

Уже давно наблюдается положительная тенденция: от заказчиков приходит всё больше и больше запросов на думающий и продающий дизайн. И всё меньше и меньше нам приходится слышать от заказчиков просьбы поиграть шрифтами. Компании, заказывающие дизайн, стали лучше понимать его истинную ценность как инструмента продаж и способа коммуникации со своей целевой аудиторией, а не как способа сделать очень красивый, очень модный, но не очень эффективный продукт. Кстати говоря, некоторые дизайн-студии охотно этим пользуются, предлагая своим клиентам десятки вариантов дизайна сайта, визитки или логотипа. Безусловно, дизайн должен выполнять и имиджевую функцию, да и мы не прочь дать клиенту «отдушину» и возможность поучаствовать в творческой части проекта. Но давайте посмотрим, как работает думающий дизайнер, который рассматривает дизайн как бизнес-инструмент и как средство продаж, а не набор кисточек в фотошопе.

Цели и задачи

Перед началом работы над любым дизайн-проектом мы беседуем с заказчиком и составляем бриф предварительной оценки проекта. Совершенно неважно, какого рода дизайн требуется: корпоративная айдентика или промо-буклет. Это правило для профессионального дизайнера: определить цели и задачи проекта ещё до того, как он запустит фотошоп.

И дело тут не в формализации отношений и не повод напроситься к клиенту на встречу. Это лучший способ, который позволяет вытащить (в некоторых случаях именно вытащить) из клиента формулировку его цели. Неважно, кто будет составлять бриф: арт-директор или менеджер. Важно, чтобы перед началом работы человек, ответственный за дизайн и визуальную составляющую проекта лучше клиента понимал ЗАЧЕМ они делают этот проект.

Целевая аудитория

Для владельца бизнеса совершенно очевидно, зачем ему знать своего потребителя в лицо. Для дизайнера, к сожалению, понимание того, ДЛЯ КОГО он разрабатывает дизайн не всегда важно. Неопытный дизайнер предпочтёт потратить два часа рабочего времени на новый видео-урок, приём из которого он реализует на вашем проекте, чем потратит это время на изучение вашей целевой аудитории.

Отсюда и получаются проекты, которые нравятся дизайнеру, а клиенты не понимают, как такое вообще появилось на свет. Исследуя целевую аудиторию своего заказчика, дизайнер понимает, какую коммуникацию он должен выстроить и какой ответной реакции ему ожидать на дизайн-решение. Поэтому, если дизайнер задаёт уточняющие вопросы о вас и клиентах, в ваших интересах выдать ему максимум информации.

Формат, реализация

Одна из самых главных функций дизайна — это конструирование и проектирование, а не создание красивостей. Ещё Стив Джобс говорил, что дизайн — это не то, как продукт выглядит и воспринимается. Дизайн — это то, как он работает. И это ещё один важный аргумент, почему дизайнер должен понимать, на какой архитектуре или платформе будет напечатан или воспроизведён дизайн. Учитывая технические ограничения и функциональные особенности, разрабатываемое дизайн-решение может принимать абсолютно разные формы.

Если дизайнер не понимает, на какой платформе его творение будет воспроизводиться, он может загубить клиенту проект, по незнанию. Например, флеш-баннера не воспроизводятся на гаджетах Apple и когда клиент хочет крутую анимацию, мы всегда предупреждаем его о том, что очень большое количество людей эту анимацию не увидят.

«Неопытный дизайнер предпочтёт потратить два часа рабочего времени на новый видео-урок»

Визуальное воплощение

Ну вот бриф изучен, цели и задачи ясны, можно немного «поиграть шрифтами» :) Естественно, перед дизайнером всегда стоит задача визуальной коммуникации с целевой аудитории. Но важно понимать, что любое дизайн решение — это именно способ коммуникации, пусть и визуальной, а не способ сделать «красиво». Исключаем дизайнеров интерьеров и ландшафтных дизайнеров, у них работают несколько иные правила, но в целом всё устроено так же.

Понятие красоты в чистом виде для профессионального дизайнера не приемлемо. Дизайнер в своей работе должен исходить из позиции донесения смыслов и фактов, а не с позиции удовлетворения эстетического вкуса заказчика. И выбирая средства и способы реализации дизайн проекта, дизайнер должен отталкиваться не от того, что вот эта вот иллюстрация очень крутая, а с позиции того, насколько точно выбранный им инструмент (фотография, коллаж, рисунок от руки) отвечает поставленной клиентом задаче.

Юзабилити и UХ

Два сложных слова с простым и очень важным смыслом. Это ощущения, возникающие у человека при непосредственном взаимодействии с объектами и элементами дизайна. В более узком смысле, это опыт взаимодействия, который характеризует личное восприятие человеком функциональных и эмоциональных характеристик дизайна как продукта в процессе использования. Это та самая добавочная стоимость, которую нельзя заложить в смету, потому что она формируется в процессе пользования дизайном. Например, оценить удобство интерфейса мобильного приложения можно спустя лишь несколько месяцев (зависит от количества пользователей), собрав аналитику и отзывы. А у дизайнера нет такой возможности! Он должен предусмотреть и предугадать все нюансы той или иной модели поведения пользователя и на основе своего опыта и интуиции разработать такой интерфейс, который всем будет удобен.

«Понятие красоты в чистом виде для профессионального дизайнера не приемлемо»

Кстати говоря, хорошие UI и UX специалисты сейчас стоят больших денег и пользуются большой популярностью именно по той причине, что их заказчики знают об истинной ценности качественного работающего дизайна и его отличия от дизайна «красивого», но не приносящего денег.

Резюмируем. Последствия работы дизайнеров, которые стремятся удовлетворить эстетический вкус своих заказчиков, мы будем видеть ещё очень много. И дело тут не в том, что у нас много дизайнеров-самоучек без профильного образования. Среди них полно талантливых ребят! Дело в том, что клиент часто просто не придаёт значения, а порой и не знает о том, что визуальная составляющая является лишь частью любого дизайн-решения. Задача агентства в этом случае заключается в том, чтобы донести до своего заказчика эту информацию и получить в конечном итоге работающий дизайн и целевое расходование клиентского бюджета.

2050 Всего 1 За сегодня

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *